Строек без шума, как известно, не бывает (а тихая стройка - к банкротству застройщика), да и другие городские шумы тоже не дают жить спокойно. Спасаясь от гвалта и грохота, горожане обращаются к средствам изоляционным, успокоительным, горячительным, психологическим и, наконец, юридическим. 

Что же может предложить им закон? 

Исторически миссия защиты населения от шума возлагалась на санэпиднадзор. Поэтому в РФ существуют четкие и подробные нормы шумового загрязнения, превышение которых карается по ст. 6.4 КоАП РФ. Однако требуется, чтобы специально обученный специалист по специальной методике специальным прибором замерил уровень трескотни или грохота. Процедура эффективна для постоянно действующих источников шума, но совершенно беспомощна в экстренных случаях и перед эпизодическим нарушителем тишины (в том числе потому, что "санитарное" измерение шума от случайных явлений и поведения людей не проводится, согласно п. 1.19 Указаний по контролю шума (МУК 4.3.2194-07). 

Когда всем стало очевидно, что санитарное законодательство не "заточено" на борьбу с шумным хулиганством, регионы стали принимать собственные законы о защите покоя граждан. Они устанавливают "комендантский час тишины" и конкретный перечень недопустимых действий (например, свист, пение, танцы и т.п.). При этом неважно, насколько громко нарушитель "нарушает", и превышен ли при этом санитарный порог шума (см. Обзор судебной практики ВС РФ за IV кв. 2011 г.). 

Опираясь на региональный закон, полиция, конечно, быстро утихомирит явную угрозу, например, буйных адептов караоке. Но, скорее всего, откажется принимать меры к громко гудящей трансформаторной будке. 

Итак: если источник скверного шума очевидно будет докучать вам и завтра, и послезавтра, и еще довольно долго, при этом громкость и характер шума остаются примерно одинаковыми (например, лифт, стройка за окном, бойлерная, кондиционер, гоночная трасса), - то утихомирить нарушителя поможет санитарное законодательство. Однако путь это сложный и требует терпения. 

Если же источником шума "здесь и сейчас" выступают отдельные несознательные граждане (скажем, вредный сосед, его собака или его гости), то за защитой нужно обращаться к своему региональному закону о защите тишины. Это быстрый и легкий путь. 

Короткий путь к тишине 

Региональные законы о защите тишины и покоя граждан устанавливают: что именно нельзя делать и когда именно нельзя делать. 

По ночам, как правило, запрещено: 
- использовать проигрыватели, музыкальные центры, магнитофоны и т.п., в особенности со звукоусилением. Это касается в том числе общепита и собственного автомобиля (если музыка из автомагнитолы кому-то мешает), 
- свистеть, громко петь, играть на музыкальных инструментах, 
- заниматься строительством и ремонтом, 
- шалить с пиротехникой, 
- оставлять без присмотра свое "орущее" авто или иное имущество с неисправной (либо излишне чувствительной) сигнализацией. 

В ряде регионов накажут за ночные передвижения мебели, лай домашнего питомца или просто громкую речь. 

Бывает так, что часть запретов работает всю региональную "ночь" (как правило, с 23 до 7 часов утра, в некоторых регионах - дольше), а часть - еще и вечером (например, запрет ремонта в МКД) или в выходные. В некоторых регионах, кроме того, есть дневной "тихий час". 

Наконец, во многих регионах существуют и исключения: например, разрешается громко справлять Новый год, веселиться на региональных мероприятиях или громыхать мусорными баками в определенный час. 

Все эти подробности нужно выяснять у своего регионального законодателя, например, воспользовавшись нашей справкой. 

Если вам докучает именно такой шум - вызывайте полицию. Стражи порядка, во-первых, обязаны будут пресечь правонарушение (п. 2 ч. 1 ст. 2 Закона о полиции), то есть восстановить тишину и покой. А во-вторых, составить протокол об этом административном правонарушении (если правомочны), на худой конец, задокументировать его обстоятельства (п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции). 

Какие должностные лица вправе оформлять протоколы о нарушении тишины, также определяет регион. Полицейский составит этот протокол, если такое полномочие есть в специальном соглашении между МВД РФ и конкретным регионом. Однако такие соглашения подписаны далеко не везде - дело в том, что субъект РФ должен "приплачивать" полиции за охрану тишины из собственного бюджета, что находит понимание не у всех губернаторов. 

Не все то шум, что шумит 

Если источником шума являются религиозный обряд или спешные аварийно-восстановительные работы, то прекратить такой шум никоим образом нельзя: 

- во-первых, санитарные нормы в лице Указаний по контролю шума МУК 4.3.2194-07 просто не разрешают проводить замеры в отношении шума, обусловленного проведением богослужений, других религиозных обрядов и церемоний в рамках канонических требований соответствующих конфессий, а также аварийно-спасательными и аварийными ремонтными работами, работами по предотвращению и ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, не носящими регулярный или плановый характер, в том числе при уборке снега и льда; 
- во-вторых, "тихие" законы почти всех субъектов РФ специально оговаривают, что запреты не касаются религиозных церемоний и аварийно-восстановительных работ. Кстати, попытки признать неконституционным такое исключение в части религиозного обряда полностью провалились (определение КС РБ от 27.05. 2014 N 79-О, постановление КС РТ от 17.04.2012 N 48-П). 

Но даже если в региональном законе нет специальных "аварийных" и "религиозных" исключений, то прекратить шум не получится - нарушение тишины от грохота аварийной бригады идеально укладывается в понятие крайней необходимости (ст. 2.7 КоАП РФ), а следовательно, исключает событие правонарушения; а попытка "привлечения" звонаря или муэдзина за исполнение их прямых обязанностей сама по себе несет определенные правовые риски. 

Долгая дорога к тишине 

В некоторых случаях региональный закон не может оградить вас от шума. Например, если рядом с вами идет стройка, шумит чье-то торговое оборудование, жужжит кондиционер, громыхает лифт и т.п. Тут в самый раз припомнить, что: 

- во-первых, санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами установлены предельные максимальные уровни шума, причем круглосуточные - слишком громкий шум недопустим даже днем, 
- во-вторых, соблюдение санитарных правил является обязательным для всех граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39, ст. 11 Закона о санитарном благополучии), 
- а в-третьих, жилье должно соответствовать санитарным требованиям, в том числе и по уровням шума (п. 1 ст. 23 Закона о санитарном благополучии), также специальные санитарные правила действуют для рабочих мест и условий труда (ст. 25, ст. 27 упомянутого Закона). 

Наконец, за нарушение санитарных норм можно поплатиться штрафом и даже приостановлением деятельности (например, ст. ст. 6.3, 6.4 КоАП). 

Неунывающие децибелы 

Санитарный порог громкости (допустимые уровни звукового давления) для жилых зданий установлен СанПиН 2.1.2.2645-10*(3) (приложение 3), для рабочих мест - СанПиН 2.2.4.3359-16 (приложение 6) и СН 2.2.4/2.1.8.562-96 (таблица 2). Свои специальные нормы могут быть установлены для отдельных отраслей или предприятий. 

Само звуковое давление измеряется специальным прибором - шумомером. Измеряется оно не "вообще", а в октавных полосах с частотами определенного диапазона. Потом обнаруженные децибелы магическим (на самом деле математическим) способом переводятся в величину максимального уровня звука, выраженную в дБА (см. п. 3.17 ГОСТ 23337-2014 "Шум. Методы измерения"). Именно эта величина и нормируется СанПиН. 

В частности, в квартире уровень проникающего шума не должен быть выше 55 дБА днем (с 7 до 23) и 44 дБА ночью (приложение 3 к СанПиН 2.1.2.2645-10). 

Что касается рабочих мест, то там глубина тишины зависит от степени напряженности трудового процесса. Самые тихие рабочие места, согласно СН 2.2.4/2.1.8.562-96 (таблица 2), полагаются творческим работникам, руководителям с повышенными требованиями, врачам и программистам. 

В некоторых случаях максимальный уровень шума должен быть еще ниже - например, в оздоровительном детском лагере - не более 40 дБА (п. 5.12 СанПиН 2.4.4.2599-10). 

Шумной дозор 

Можно ли "на глазок" определить уровень дБА конкретного шума (например, стройки)? Увы, нет. Есть сведения, что, например, шепот "весит" 25-30 децибел, офисный шум - 35-45 децибел, громкий разговор - от 50 децибел (информация управления РПН по Калининградской области), но перевести децибелы в дБА без других известных параметров невозможно. 

Поэтому за установлением уровня шума придется обращаться в Роспотребнадзор. Конечно, измерить шум в дБА могут и "частные" эксперты, но для административного/судебного преследования удобнее располагать поддержкой надзорного органа и протоколами измерений, выполненными центром гигиены и эпидемиологии (ст. 42 Закона о санитарном благополучии, п.1.4 Указаний по контролю шума МУК 4.3.2194-07). 

Для этого нужно направить в ведомство заявление в произвольной форме, в котором описать ситуацию и попросить о замерах шума и о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении санитарно-эпидемиологических требований. 

Важный момент: Роспотребнадзор может и не прийти с замерами в жилое помещение, если автор жалобы не прописан по адресу замера или не является собственником этого жилья, или, на худой конец, не имеет нотариальной доверенности от собственника или прописанных в помещении граждан (п. 1.19 Указаний по контролю шума МУК 4.3.2194-07). 

Замеры шума проводят по специальной методике (см. главу 6 ГОСТ 23337-2014, глава 2 Указаний по контролю шума МУК 4.3.2194-07), и эта операция требует достаточного запаса времени. Если шум замеряют в жилом помещении, то шум необходимо измерить, по меньшей мере, в трех точках в полутора метрах от пола и окна, в метре от стены, с соблюдением полнейшей тишины. Если измеряется шум с улицы, то форточки должны быть открыты, а если внутридомовый (например, от лифта) - закрыты. Сеанс измерения - пока уровень шума не будет изменяться более чем на 0,5 дБА в течение полуминуты и четверти минуты для постоянного и непостоянного шума соответственно (п. 2.7 Указаний по контролю шума МУК 4.3.2194-07). 

Если выяснится, что шум превышает предельные уровни, то: 

- Роспотребнадзор составит протокол о соответствующем правонарушении в отношении лиц, которые ответственны за шум, а впоследствии и накажет, 
- Роспотребнадзор вынесет предписание этим лицам об устранении нарушений (п. 2 ст. 50 Закона о санитарном благополучии). Другими словами, обяжет их принять меры к тому, чтобы, как минимум, шум стал тише. Предписание должно быть исполнено не позднее указанного в нем срока (но, конечно, не тотчас). 

Кто так строит? Ну кто так строит?! 

Если громыхание и грохот доносятся со стороны стройки, то - помимо обращений в Роспотребнадзор - есть смысл жаловаться в органы строительного надзора. Стройнадзором в нашей стране занимаются федеральный орган (Ростехнадзор) и независимые от него региональные органы (в каждом регионе свой). Ростехнадзор надзирает за строительством особо опасных, сложных и уникальных объектов (метро, например), объектов обороны, объектов, возводимых на территории сразу двух регионов и т.п. (ч. 3 ст. 54 ГрК РФ), все остальные объекты поднадзорны региональному стройнадзору (ч. 4, ч. 1.1 ст. 54 ГрК РФ). 

"Лишний" шум от стройки грозит застройщику (техзаказчику, подрядчику) штрафом по ст. 9.4 КоАП РФ: обычно стройнадзор ссылается на нарушение требований п. 2 ч. 3 ст. 24 Техрегламента о безопасности зданий и сооружений, п. 6.3 Свода правил СП 51.13330.2011 "СНиП 23-03-2003. Защита от шума" (устанавливает максимальный уровень звука для территорий, прилегающих к жилым домам, в 70 и 60 дБА днем и ночью, соответственно). 

После проверки - помимо штрафа - надзорный орган также выдаст строителям предписание об устранении нарушений. 

Кроме того, в субъектах РФ могут быть свои особенные наказания именно за превышение "ночных" санитарных норм шума при строительстве: где-то это прямо предусмотрено региональными Кодексами и законами (см., например, ст. 4.46 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях), а где-то через нормы о нарушении местных правил благоустройства, которые и запрещают строительную возню по ночам (см., например, ст. 4.1 Закона Ставропольского края "Об административных правонарушениях" и п. 10.11.8 Правил благоустройства г. Ессентуки). 

Эй, вы там, наверху! 

Как быть, если покоя нет из-за соседей сверху: отчетливо слышны шарканье тапок, скрип дверей, топот детских ножек, звон кастрюль и даже телереклама? 

Увы, в этом случае оптимальнее всего сосредоточиться на дополнительной шумоизоляции собственной квартиры. Посудите сами: 

- по ночам соседи не поют, не кричат, не сверлят стену, не двигают мебель, не играют на тромбоне? Состава правонарушения по региональному закону, скорее всего, нет, а доказать обратное не удастся; 

- замерить уровень шума тоже нельзя, потому что Указания по контролю шума запрещают проводить измерения в отношении шума, обусловленного обычной жизнедеятельностью людей, в том числе шума, проникающего из других помещений (абз 6 п. 1.19). Но даже если удастся вызвать специалиста с шумомером, то едва ли шум от обычных повседневных забот, даже связанных с маленькими детьми, будет превышать санитарные нормы. При таких обстоятельствах ни на судебную, ни на административную защиту тишины рассчитывать не стоит (см., например, апелляционное определение Суда ХМАО от 26.04.2016 по делу N 33-2844/2016). 

А если эта особенность акустики впервые проявилась после того, как соседи сверху сделали ремонт? В этом случае можно предположить, что звукоизоляция ухудшилась из-за безграмотной перепланировки или что монтаж нового пола был некачественным - с нарушением строительных требований по шумоизоляции. Если так, то можно обратиться в суд с иском о понуждении соседей заменить пол с соблюдением требований СП 51.13330.2011 "Защита от шума", СП 23-103-2003 "Проектирование звукоизоляции ограждающих конструкций жилых и общественных зданий" и иными, либо вернуть квартиру в первоначальное (до перепланировки) состояние. Заодно можно попросить и о компенсации морального вреда. 

Если судебная экспертиза выявит нарушение строительных правил и норм, то суд обяжет соседей переделать пол (см. апелляционные определения СК по гражданским делам Мосгорсуда от 20.07.2017 по делу N 33-27940/2017, Кемеровского облсуда от 02.02.2017 по делу N 33-281/2017, ВС Республики Башкортостан от 07.04.2015 по делу N 33-1982/2015). Однако готовьтесь к длительной судебной тяжбе и расходам: скорее всего, потребуется экспертиза, и даже не одна. 

Но если перепланировка оказалась законной, если экспертиза не выявит дефектов пола у соседей сверху, то в иске будет отказано (см. апелляционные определения СК по гражданским делам Мосгорсуда от 22.01.2018 по делу N 33-1122/2018 и от 30.09.2016 N 33-23941/16, Красноярского крайсуда от 13.02.2017 по делу N 33-1748/2017, Кемеровского облсуда от 29.10.2015 по делу N 33-11318/2015, Суда ЕАО от 25.06.2014 по делу N 33-284/2014). 

Не менее сложная ситуация с кондиционером или вентилятором, которыми пользуются соседи: если шум от него превышает санитарные нормы, то можно добиться демонтажа этой техники. Ведь 

- жилые помещения должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям по уровням шума (ч. 1 ст. 23 Закона о санитарном благополучии), 

- соблюдать требования санитарного законодательства обязаны не только ИП и организации, но и обычные граждане (ст. 10 Закона о санитарном благополучии), которым, кстати, прямо запрещены всякие действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на благоприятную среду обитания (там же), 

- да и п. 6 Правил пользования жильем требует от жильцов любых квартир - и муниципальных, и приватизированных - соблюдать санитарно-гигиенические требования. 

Однако если соседи отказываются добровольно снять сплит-систему, то предстоит длительная и тяжелая судебная тяжба (см. апелляционные определения СК по гражданским делам Суда ХМАО от 16.02.2016 по делу N 33-796/2016, Санкт-Петербургского горсуда от 25.02.2014 по делу N 2-1265/2013, Алтайского краевого суда от 08.10.2014 по делу N 33-8256/2014, решения Таганрогского горсуда от 13.12.2017 по делу № 2-4914/2017, Альметьевского горсуда от 29.08.2012 по делу № 2-2472/2012).

Источник: ГАРАНТ.РУ.