В ближайшие две недели страну ждет два очередных нерабочих дня: на 24 июня Указом Президента РФ от 29.05.2020 N 345 запланировано проведение торжественных мероприятий в честь 75-летия победы в Великой Отечественной войне, а на 1 июля Указом Президента РФ от 01.06.2020 N 354 назначено проведение общероссийского голосования по поправкам в Конституцию РФ, что превращает этот день в нерабочий в силу ч. 5 ст. 2 Закона о поправках в Конституцию РФ.

За прошедшее с введения в марте-мае режима "карантинных" нерабочих дней время само понятие "нерабочих дней" какого-либо нормативно зафиксированного определения не приобрело. Поэтому все те выводы, которые специалисты ранее делали относительно статуса "нерабочих дней" можно считать актуальными и в отношении 24 июня и 1 июля: эти дни не являются ни выходными, ни нерабочими праздничными. А значит, продолжительность работы в предшествующие им рабочие дни не требуется сокращать на 1 час, а сами эти нерабочие дни нет оснований исключать из числа дней отпуска. Соответствующие разъяснения уже неоднократно приводили специалисты Роструда.

Как следует оплачивать нерабочие дни?

Однако наибольший интерес, безусловно, представляет вопрос оплаты указанных дней, и, к сожалению, разъяснения органов власти на этот счет не отличаются последовательностью. Здесь следует отметить, что формулировка Указа N 345 в части оплаты дублирует формулировки указов о "карантинных" нерабочих днях: 24 июня названо "нерабочим днем с сохранением заработной платы". Это позволяет заключить, что и подход к оплате 24 июня должен быть таким же. Применительно к "карантинным" нерабочим дням чиновники со временем выработали следующие принципы их оплаты: нерабочие дни не уменьшают норму рабочего времени и оплачиваются как фактически отработанные. То есть работнику за эти дни выплачивается не средний заработок, а та заработная плата, которую он получил бы, если бы отработал эти дни полностью (отработал норму рабочего времени при повременной оплате, выполнил норму труда при сдельной оплате), включая стимулирующие и компенсационные выплаты. Выдержанные в таком духе разъяснения сейчас даются и в отношении 24 июня. При таком подходе к оплате этого нерабочего дня следует иметь в виду, что если по графику работника он был выходным, то и оплата работнику за него не положена.

Однако имеется одно значимое отличие между 24 июня и нерабочими днями марта-мая: если прежде предусматривались определенные исключения по категориям работников и организаций, на которые режим нерабочих дней не распространялся, то теперь таких исключений нет. Формально 24 июня объявлено нерабочим днем для всей страны. И в отдельных консультациях специалисты Роструда данный факт признают. Но одновременно с этим, отвечая на вопросы об оплате труда тех работников, которые продолжают трудиться 24 июня, чиновники нередко советуют оплачивать такую работу в одинарном размере. При этом совершенно неясно, кто же конкретно и на каком основании может продолжить работу в нерабочий день, с учетом того, что ни один нормативный акт такой возможности не предусматривает. А возможность для работодателей самостоятельно определять категории работников, которые продолжат трудиться в нерабочие дни (да еще и без какой-либо дополнительной компенсации), фактически означает игнорирование указа Президента РФ об установлении нерабочего дня.

Отметим, что ни Минтруд России, ни Роструд ни в одном своем разъяснении так и не указали на допустимость применения к нерабочим дням по аналогии статей 113 и 153 ТК РФ, посвященных привлечению работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни и оплате такой работы. Если в отношении "карантинных" нерабочих дней эта проблема стояла не так остро, поскольку там, по крайней мере, на нормативном уровне была установлена возможность работы для отдельных категорий организаций, то в отношении 24 июня и 1 июля данный вопрос приобретает особую актуальность.

На наш взгляд, привлечение работников к работе в нерабочие дни в порядке, предусмотренном ст. 113 ТК РФ, и с оплатой, предусмотренной ст. 153 ТК РФ, выглядит наиболее справедливым и логичным. Отметим, что тезис о необходимости двойной оплаты работы в нерабочий день 24 июня встречается и в разъяснениях специалистов Роструда.

Ситуация с оплатой 1 июля одновременно и сложнее, и проще. Дело в том, что если во всех остальных случаях президент устанавливал "нерабочие дни с сохранением заработной платы", то в отношении 1 июля в Законе о поправках такой формулировки не содержится. Зато говорится, что оплата работникам за этот день осуществляется в соответствии с положениями, установленными ТК РФ применительно к оплате за нерабочие (праздничные) дни. В праздничный день за работниками заработная плата не сохраняется, поэтому оплачивать день голосования по аналогии с предыдущими нерабочими днями представляется некорректным. Но и предложить другой механизм оплаты довольно проблематично. Сложность заключается в том, что трудовое законодательство устанавливает необходимость оплаты непосредственно праздничных дней только в случае привлечения работников к работе в эти дни (ст. 153 ТК РФ), а также работникам, которым установлена не окладная система оплаты труда (часть третья ст. 112 ТК РФ). Такие работники за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, получают дополнительное вознаграждение (подробнее об этом читайте в Энциклопедии решений).

Работникам же, получающим оклад, праздничные дни как таковые не оплачиваются. Наличие таких дней в месяце всего лишь не приводит к снижению заработной платы (часть четвертая ст. 112 ТК РФ). Но реализуется это через уменьшение нормы рабочего времени за соответствующий месяц. То есть работник работает меньше за то же вознаграждение. Иными словами, увеличивается стоимость каждого отработанного им в этом месяце рабочего дня, но вот никакой оплаты праздничного дня не происходит.

В связи с этим наиболее корректным представляется вывод о том, что объявление 1 июля нерабочим днем должно привести к снижению нормы рабочего времени всех работников, как это было бы в том случае, если бы этот день был праздничным. Тогда для работников, получающих оклад, этот день если и не будет напрямую оплачен как праздничный, то по крайней мере не приведет к уменьшению их заработной платы. А вот работники, которым установлены системы оплаты труда, не включающие оклад, действительно получат за этот день компенсацию по ст. 112 ТК РФ как за праздничный день.

Такое толкование предполагает соответствующую корректировку графика работы. Это в полной мере должно касаться и тех работников, для которых 1 июля и так является выходным по их графику. Из-за того, что норма рабочего времени уменьшается, им придется сократить продолжительность работы в другие дни. А вот для тех работников, у которых 1 июля по графику был рабочим днем, в другие дни продолжительность работы, чтобы выйти на норму, возможно, придется увеличить. Такая необходимость возникнет в том случае, если работник 1 июля должен был отработать больше 8 часов.

Понятнее выглядит ситуация с оплатой труда тех, кто 1 июля будет привлечен к работе. Учитывая указание закона о необходимости применения норм ТК РФ, регулирующих оплату за работу в праздничный день, полагаем, что работа 1 июля должна быть оплачена по правилам ст. 153 ТК РФ. Подтверждение данного вывода можно обнаружить и в разъяснениях Роструда. Правда, точно так же, как и с 24 июня, неясно, каковы вообще основания для привлечения работников к работе в день голосования. Закон о поправках упоминаний о такой возможности не содержит. Полагаем, что иных вариантов, кроме применения в данном случае по аналогии ст. 113 ТК РФ, нет.

Отметим, однако, что на портале "Онлайнинспекция.РФ" имеются консультации с иными выводами. В ответах инспекторов можно встретить тезисы и о том, что норма рабочего времени в июле из-за нерабочего дня не снижается, и о том, что работа в этот день должна оплачиваться в одинарном размере.

Как оформить нерабочие дни?

Что касается подхода к отражению дней 24 июня и 1 июля в табеле учета рабочего времени, то он, по нашему мнению, не будет отличаться то того, который применялся для предыдущих нерабочих дней. В унифицированных формах табеля кодов для таких случаев не предусмотрено, поэтому работодателю следует ввести собственные условные обозначения (например, "НД"). Аналогичные разъяснения приводит и Роструд. Полагаем, что работодатель может использовать те же коды, которые применял для отражения "карантинных" нерабочих дней. Следует, однако, учитывать, что, поскольку 24 июня оплачивается как фактически отработанный день, при фиксации его в табеле целесообразно также указывать и количество часов, которые должны были бы быть отработаны работником по его графику. А с учетом особенностей оплаты 1 июля такой потребности в отношении этого дня нет.

Поскольку 24 июня и 1 июля являются нерабочими днями в силу прямого указания нормативных актов, издавать какой-либо отдельный приказ по этому поводу работодателю не требуется. Однако это можно сделать с целью донести соответствующую информацию до работников.

 

Источник: Гарант.ру.